Назад к списку впечатлений

03.07.2010 КОНЖАК Гость 42,2 км 9:26.31

ПРОЩАНИЕ С КОНЖАКОМ
(взгляд изнутри)

Организаторы и устроители объявили о возможно последнем марафоне КОНЖАК-2010, самом массовом беговом мероприятии в России. Со всей страны потянулись любители спорта, для того чтобы покорить самую высокую точку Старого Седого Урала – 1697 м.
Вот и я решил в очередной раз отправить свой центнер с +10 кг на повторное покорение горного марафона. Тело еще не отошло от «ветрового» марафона «Белые ночи», но отпуск, да и алюминиевые проблемы вернули меня на Родину в Свердловск (Екатеринбург). После первого преодоления КОНЖАК-2006 с командой студентов УГТУ-УПИ, зарекся больше не повторять сей подвиг, но за прошедшие 4 года, моему примеру последовало более десятка заводчан (работников Уральского алюминиевого завода, на котором в горячем электролизном цехе я отработал 15 лет). Еще в марте была договоренность поехать на микроавтобусе на горный марафон с командой заводчан, но винно-спортивный праздник, который устроило местное начальство, сорвал эту поездку.
Лидер уральского бегового движения Эрик Хасанов любезно зарезервировал мне место в комфортабельном автобусе Мерседес, в итоге это даже оказалось и лучше. Компания старых беговых друзей, общение, это ведь всегда здорово.
На Урал приехал за два дня. Остался у меня тут на Родине последний уголок – дача с пасекой, с «чеховским вишневым садом» и половинкой Га земли. Вот и занимался подготовкой к марафону с мотокосой и наведением порядка после 4-х лет отсутствия.
Утром на вокзале посидел в Инете. Посмотрел почту и беговые новости, пошел встречать командира Е. Курова, его «дочку» Дашу Манзий, Севу Худякова. Надо было предупредить их, что автобусы нынче едут не от вокзала, а от Уралмаша. Но они, оказывается, уже знали об этом, поэтому накладок не произошло. Так мы собрались у метро для отправки. Пока ждали подхода транспорта, распечатал на цветном принтере в метро медсправки (как оказалось, они были действительно нужны).
Как сказал Эрик, перед перекличкой, это в его многолетней практике в первый раз, что автобус и микроавтобус забиты под завязку. Мы тронулись в 10.00. Традиции продолжаются, и поездка проходит весело. Мне первому предоставили микрофон. Я не стал рассказывать о своих подвигах, а только о планах на летний и зимний сезон. В автобусе было много знакомых по лыжам (из них 4 мастера лыжных марафонов России). Пока говорил свою речь, договорились о зимней поездке в Канаду на мировой марафон в следующем году. В автобусе были представители всех «национальностей спорта» - мастера спорта по плаванию, велоспорту, шахматам, легкой атлетике, лыжам и даже первый тренер Ильи Авербуха, мастер спорта по фигурному катанию. С пловцами мы договорились принять участие в конце июля в олимпийском триатлоне Свердловской области, так что и здесь сагитировал для участия в спортивных состязаниях. Но самой главной звездой в автобусе, конечно, был Сева Худяков. В теплой радушной обстановке состоялось самое настоящее интервью. Наш чемпион и лидер поделился своими секретами и опытом, и без всякого стеснения рассказал о своих намерениях, чем вызвал массу положительных откликов в автобусе. Не оплошал и командир Е. Куров, который рассказал о своей беговой судьбе и планах всероссийского бегового движения. В автобусах находилось около 30% людей, которые вообще не бежали марафон. Для просвещения публики включали фильмы о прошлых КОНЖАКах. Также не изменяя традициям заехали на знаменитую падающую Невьянскую башню – творение Демидовых (вторая подобная только в итальянской Пизе). Об этих местах могу написать целую книгу, ибо здесь прошло все мое пионерско-комсомольское детство в спортивных лагерях. Это и первый веломарафон, и гол мечта Пеле, забитый на первенстве области среди юношей с центра поля, и раскопки кладбища староверов, встреча с медведем, словом прошлое. На память об этих местах на стенке в Питере горн и барабан, которые я забрал десять лет назад из бывшего пионерлагеря, когда вез супругу в Нижний Тагил на первенство Урала по настольному теннису. Все набрали, я в том числе сувениры в лавке башни, провели фотосессию.
Так за разговорами и общением, перекусами, через 7 часов мы были у Дворца Спорта на регистрации в Краснтурьинске. На это время уже зарегистрировалось более 800 участников. Народу много, но очереди нет, девчонки бодро принимают справки и взносы все вместе. Продавали косынки, футболки (за 300р), буклеты, фильмы с прошлых марафонов, календарики (его и приобрел). В этот раз выдавали и стартовый талон, якобы предупредить преждевременный страт участников. Меня встретили коллеги и сотрудники местного отделения УрФУ-УПИ, которых я принимал у себя в Питере в университете месяц назад, и ими была гарантирована радушная встреча на уральской земле. Было предложено три варианта (первый - коттедж в Карпинске с шашлыком, баней; второй – квартира в Краснотурьинске с курицей; третий – ночной рок-концерт над Кытлымской впадиной). Я как истинный авантюрист, ученый, спортсмен, турист, художник, пчеловод, ягодник и музыкант выбрал конечно экстрим, т.е - тайга. Но тогда и не подумал, что все приключение моей поездки будет заключаться именно в этом выборе.
Стартовая поляна меня не привлекала, потому что уже вся была забита палатками и машинами, но свердловская команда Эрика, все же нашла там место. Нашу же компанию из 25 человек (семьи преподавателей и спонсоров марафона, а также дети и 4 собаки), которая начала отмечать окончание студенческого учебного года спиртом и домашними снадобьями (я только пирожками), встретили Нива, УАз и Хаммер. Мы перегрузили вещи, рюкзаки, детей, живность, продукты и двинулись вверх по трассе марафона быстрым ходом. Вот тут меня взяли сомнения о предстоящем вечере. Когда грузили вещи я заметил мощный генератор к нему четыре прожектора, две бензопилы, два бидона пива, мешок мяса, три ведра салатов, десять литров спирта, три микрофона, четыре колонки, африканские барабаны, бубны. Дело труба! - закралось в моем подсознании. «Фигня, Юрьевич! Тут всего 4 км до старта, утром выспишься, спустишься, зарегистрируешься с талоном и бодро побежишь, а мы выйдем на трассу за тебя поболеть», - сказали коллеги. Мы резво шли в гору по трассе до 7 км, потом лезли по лесу почти вертикально около полукилометра. Неплохая разминка перед стартом. Извини, сказали коллеги, мы думали 4 км. «Сссспасибо, друзья!», - высунув язык, выжимая майку, пробурчал я, не понимая, зачем меня затащили перед стартом марафона в тайгу, и как вообще машины умудрились взобраться в такой отвес.
Вечер 23.00. Пить все прекратили. Началось бурное приготовление к концерту. Сколотили сцену, установили микрофоны, колонки направили в лес, детей и собак накормили и уложили в охотничий домик. Вот тут я начал понимать выбор этого места. Лагерь расположился на небольшом плато. Передо мной раскрылась панорама впадины и горы, акустика в этом месте исключительная, да еще и с эхом. Друзья разместили меня в комфортной палатке с двумя спальниками, в час ночи принесли с извинениями лапши, стакан красного вина и куриный шашлык. Хоть и поздновато ужинать, но как отказаться. Сказал им, не плохо вы тут меня приняли в тайге. Только начал засыпать начался концерт, ну шут с ним этим сном. Ребята настоящие профессионалы и уровень явно не самодеятельности. Репертуар «размешивали» песнями собственного сочинения, групп ДДТ, Машины Времени, Воскресения, Наутилуса, был и свой Саша Розенбаум. А руководил всем действом до 5 утра человек по фамилии Махно (это не кличка). Теперь понятно, какая ночь была перед стартом.
Утром встал в 7.00 поел приготовленной лапши, выпил чая, спел с оставшимся у костра ребятами «Гудбай КОНЖАК, где не буду никогда, услышу ли песню, которую запомню навсегда …». А может и не прощанье, поскольку мои и друзья и все говорят, что о закрытии этого марафона слухи идут после того как ушел генеральный спонсор Богословский алюминиевый завод – БАЗ, ввиду развала всей алюминиевой промышленности (мой первый завод в алюминиевой карьере). Вообще 70-ти тысячный город всегда живет этим событием. Население не теряет надежду на возрождение БАЗа, и он вернется как спонсор, в связи с приходом нового директора завода, который и здешних мест (предыдущий «залетный» сибиряк развалил электролизный цех, уничтожил всю социалку). Ведь в этом уникальном состязании участвуют 5-7 тысяч человек. Если стартуют более тысячи человек, то почти столько же волонтеров чистят трассу, доставляют питание и атрибутику на верхние точки трассы в течение нескольких дней, плюс сочувствующих тысяча на поляне, плюс более полутысячи поднимается на вершину без номеров (смущает местных жителей большой стартовый взнос в 300 руб, итак работать негде).
Я побежал вниз на старт в 8.00, через двигающийся навстречу людской поток, попадались люди с номерами. Они смотрели на меня как на дурака, пришлось отшучиваться на вопросы и говорить, что я уже один раз сбегал и собираюсь с номером второй раз (что-то примерно по уральским горам у меня и вышло – 60 км). На старте встретился с командой свердловчан, попил у них водички и чайку, пожелал успешного старта. На поляне играла музыка, местный комментатор вещал о том, что возможно сегодня в связи с сухой трассой будут рекорды (стартующих, трассы и Андрей Ярославцев сможет в 4-ый раз взять главный приз). Жара уже утром под 30 градусов, без облачности и без ветра. Таких условий не было никогда (в 2006 году бежал по воде, по сырым камням и в тумане). Талоны начали собирать за полчаса. Лидеров как всегда объявляли и выстроили перед стартом. В этот раз казуса не произошло, было дело пока прошлогодние победители поднимали флаг, толпа убежала. Не было на старте и супер-боссов и депутатов (деньги кончились), только местная управа пожелала нам счастливого старта.
Итак, выстрел и поехали. Начал резво, не знаю зачем, наверное спринтерская привычка. Много сил начал терять на обгон пешеходов. На 2 км уже весь мокрый, на 4.5 км первый пункт питания и толпа. Первый прокол, орги не успели развернуться. Ушел без воды. Пробегаю стоянку 8 км, коллеги не спустились, наверное перекушали, но обещали же по будильнику через 7 часов встретить меня на финише. Начало плохеть на прыжках через корни (участок в 1,5 км). Вот она спасительная река. В этот раз и туристы в палатках не сварили чай, пришлось лезть в реку умываться и пить, как африканская антилопа (скорей правда как бегемот). Таких же обезвоженных в реке насчитал более десятка. Нарастание высоты начинается. Обгоняют и приветствуют друзья-марафонцы из Свердловска. Около 10 км слышу крик за спиной, это командир Куров с «дочей» Дашей. Хотел подержаться за ними, вышло около 1 км. Ушли вперед, но они еще не знают что там на верху, это только прелюдия. Время со старта 1 час 42 мин (лучше своего времени 2006 года). Вот она поляна Художников (14,5 км) – основной контрольный пункт, на котором заворачивают и не пускают на вершину (из автобуса сняли 2-х человек, всего более 300 человек). Уже присел, набрал чая, шиповника, изюм. Колбасы и сала, о которых я так агитировал в теме КОНЖАКа, не оказалось (они появились только на Йовском плато), но впрочем, уже ничего не лезло. Да и чай выскочил через 2 км. Я засунул в шорты стакан, и обливался водой из первого попавшегося мне родника. Моему примеру следовали многие. Навстречу летит (именно летит как парашютист) лидер, второй третий. А где наш Сева? Начал переживать. Прошел первый десяток. Сева появился 21-ым, прихрамывая, и с грустным лицом. «Береги себя!» -, прокричал я ему вслед. Вышли из леса на солнце, от которого после Африки у меня аллергия. Впереди снег. На котором как котики развалились более сотни участников. Я тоже свернул с трассы, и не отказал себе в удовольствии поваляться, покататься по снегу, наплевать на время. Слепил 2 снежка и доплелся с ними до пункта питания на плато. Вот здесь был полный набор как в былые годы. Но и толпа с двух потоков. Врачи обрабатывают раны, спрашивают у меня о состоянии, измерили давление (170 на 100). Нормально. Отпился, отлежался, побежалось. Поднялся на вершину, стало легче. Эрик взбодрил меня. Пошел вниз пятой точкой вперед. На 31 км догнал еле плетущегося молодого парня лет 23-х. Он бежал в теннисках и подошва его была вдребезги разбита с выступающей кровью. Я не мог бросить раненого марафоном бойца и сам, прихрамывая с распухшим коленом, побрел рядом с ним. Мы продолжали останавливаться у каждого ручейка и поливать себя водой, на пункты уже было наплевать. Даже тянув на плече попутчика, умудряюсь кого-то обходить. На войне, как на войне! Передаем друг другу воду в бутылочке. Каждый не допивает глоток. Запахло дымом. Елы палы! Вот он таежный пожар и именно на том месте, где я ночевал. Боец упал на траву я достал из шортелей телефон, пробую дозвонится до ребят. Неужели беда??? Беру раненого на плечо, и говорю о возможном происшествии. Бежим более полутора километров, с левой стороны сгоревший лес. 38 км - вижу, стоит помощник Махно. Живой! Кричит «Профа, ты нам спас жизнь!». И тут он мне поведал историю. Когда после 6 часов моего старта коллеги преподы пошли встречать меня на финиш с моими вещами, они увидели, как из соседнего нижнего лагеря начался пожар от костра. Дым и огонь надвигался в сторону нашего пристанища. Парни бросили мою сумку в кусты на другой стороне трассы и побежали будить ребят. Успешно эвакуировали детей и успели отогнать машины практически по огню. На встречу к ним пошла команда местного МЧС и все прошло успешно. Они перебазировались вниз.
Я объяснил своему попутчику, что у марафонцев-бегунов (даже у лидеров) есть традиция, если бежишь последние километры рядом, не надо рубиться на финише с «понтами». Надо вбегать на черту, державшись за руки, тогда ставят одно и тоже время. Так мы и сделали. Барсику дали очередную медаль. Джипирэс показывает 51 км. Не плохо я погулял сегодня по уральской тайге. Получаю диплом. Кто-то кричит, и объявляют мой финиш. Вроде не чемпион. Радостно встречают друзья, поведывают обо всей ужасной истории с пожаром. На поляне они накрыли ужин (пивас, сало, балабас, шампань и т.д.). Хорошо все так кончилось. Раненому напарнику обрабатывают раны. Успехов тебе мой друг и стартов. Не бросай бег, ведь спорт, лучше, чем спирт (разница только в одной букве).
Извиняюсь перед читателем за столь длинное повествование. Этот рассказ меня попросили написать уральские марафонцы из автобуса (команда Эрика Хасанова), после моего устного рассказа-впечатления. Больше я на КОНЖАК ни ногой. Впрочем, если будет 20-ый, то поеду. Люблю юбилеи.