Назад к списку впечатлений

Впечатления — VL — Раецкий марафон
14.08.2010 Раецкий марафон VL 42,2 км 4:37.48

Идею съездить в Словакию мне подбросил знакомый поляк. Он там отдыхал и очень хвалил дешевизну и красивые места. Местечко называется Терхова. С большим трудом запомнил и научился произносить. Оказывается в словацком ch произносится не как ч, а как х. Terchova. В Словакию мне хотелось съездить после марафона «Вышеград», старт в Подолинце (Словакия), финиш в Рытро (Польша). Понравилась доброжелательность словаков и похожий, как мне тогда показалось, язык.
Начал планировать поездку. Жена сказала, что ей удобней идти в отпуск в августе. Нашел марафон поблизости, в городке Раец 14 августа. Раецкий марафон.
Марафончик небольшой, меньше 200 финишировавших, но традиционный, проводится уже 27-й раз, есть свой сайт. Мне такие как раз и нравятся. Там больше возможностей пообщаться. Зарегистрировался на сайте, но возникла проблема с взносом. Его предлагали перечислить на счет или прислать переводом, а это хлопотно и дорого. Взнос всего 15 евро, а за перевод в сбербанке берут 12 евро минимум. Списался с организаторами. Перепиской там занимается жена директора марафона, она оперативно отвечает, доброжелательна, предложила мне льготу: я прихожу 13-го августа и плачу 15 евро, хотя по положению в августе оплата составляет уже 20 евро, а в день старта – 40. Она, кстати, помогла мне найти недорогую гостиницу на одну ночь. А вообще, марафонцам там предоставлялся ночлег в школе на матах за 2 евро – сверхдемократично. После финиша мы запланировали ехать в Терхову. Я рассчитывал, что нас кто-нибудь довезет до Жилины на своей машине, а расписание автобусов Жилина-Терхова я нашел в интернете.
После этого купил авиабилеты до Братиславы и обратно. Тут меня ждал приятный сюрприз: до Братиславы билеты оказались дешевле, чем до Праги, и гораздо дешевле, чем на поезде, но с пересадкой в Праге. Решили две ночи и день провести в Братиславе, посмотреть старый город.
На пересадке в Праге при прохождении границы меня задержали, т.к. мой паспорт не считывался автоматически, как часто бывает с продуктами в супермаркете. Рейс на Братиславу был через час и жена сильно нервничала пока вызывали старшего пограничника, женщину, которая разрулила ситуацию. В Братиславу летели на маленьком самолете ATR-42, типа нашего Як-40. Вместо 42 пассажиров было только 8. Еще раз убедились, что обслуживание на Чешских авиалиниях гораздо душевнее чем на Аэрофлоте.
Братислава хоть и большой город, но нам показалась провинциальным. Тихо, народу мало. Автобус от аэропорта до центра идет 30 минут, и ходит часто. Быстро нашли нашу гостиницу, поселились и пошли прогуляться. Как нам и говорили, исторический центр очень симпатичный, есть что посмотреть.
Мне особенно понравился парк на другой стороне Дуная – ухоженный. Ну и Дунай произвел впечатление. В это время в Европе были наводнения (это когда в Москве стояла великая сушь, жара и смог от пожаров), и вода поднялась на несколько метров и скорость течения была как в горных речках.Я решил разведать, где тут можно побегать и за Дунаем нашел прекрасную велодорожку.
Длина ее от венгерской границы до австрийской около 24 км. Хороший асфальт и маркировка каждые 100 метров.
Что еще нужно нашему брату – бегуну? Случайно я побежал направо, в сторону австрийской границы. Глянув на карту я обнаружил, что граница в 2,5км.
Грех было не сбегать в Австрию.
На границе остались мощные пограничные пункты, остатки забора и колючей проволоки.
Велодорожка продолжалась и в Австрии, но была немножко другая, асфальт глаже, ширина меньше и нет маркировки. Но бежать было приятно вдоль подсолнуховых полей.
Ближайший город был в нескольких километрах, а время поджимало, и я дальше не побежал.
После дня, проведенного в Братиславе, утром мы отправились в Раец. Расписание автобусов мы не знали, но вскоре сели на автобус, который через 2,5 часа доставил нас в Жилину. Мне понравились отличные автострады, по которым мы ехали. От Жилины на юг в 30км расположен Раец, а на восток – Терхова. Так что все дороги идут через Жилину.
Автобусов, которые проходят через Раец, оказалось много, так что через час мы уже были на главной площади Раеца, где в здании местной Администрации проходила регистрация на марафон.
На этой же площади располагалась и наша гостиница.
Покончив с формальностями, мы погуляли по маленькому городишку вдоль чистой горной реки.
Окна нашей комнаты выходили на тихий дворик, под шум дождя спалось великолепно. Встали рано, пошли на марафонский завтрак, который за отдельную плату был организован в кафе на площади. На площади уже разворачивалась ярмарка, на сценах шли приготовления к выступлениям. Марафон оказался главным праздником в этом городке. Такое отношение к марафону, говорят, можно увидеть в России в некоторых городах, но я не видел.
Перед стартом, уже в стартовом створе я, наконец, нашел Александра Шимона из Жилины, который бежал свой 578 марафон. Мне его показали местные словаки, и мое желание исполнилось – я с ним познакомился. Передал ему привет от Володи Сухорукова. Правда уже потом, в Москве, изучив внимательно список его марафонов на сайте Словацких Коллекционеров Марафонов, я выяснил, что больше половины из них – это марафоны, которые он пробежал по своему километровому кругу в Жилине, они проводят эти пробеги когда захотят, бегают кто сколько хочет, называется это «Жилинский гамбург». Приглашают желающих за три дня до старта. Нет, Борис Прокопьев им бы эти марафоны не засчитал!
Денек был солнечный, без дождя, и было жарковато бежать. Но с водой и питанием на трассе было все в порядке. Трасса проходила в один круг туда и обратно. Туда – в гору, перепад метров 300, обратно – с горы. Асфальт, дорогу не перекрывали, но гаишники организовывали колонны, и сопровождали их с небольшой скоростью. Как обычно в конце все это прекратилось, и машины стали гонять, но дорога была второстепенная, движение небольшое.
В деревнях по ходу бега были немногочисленные болельщики, отношение только доброжелательное, никто не ругался, что мы им создаем помеху.
Как всегда в выездных марафонах у меня сказывается дорожная усталость, поэтому рекорды бить я не собирался, но в конце, когда припекло солнце, уже совсем не бежалось. Но я уперся, на шаг не переходил, и вторую половину пробежал не сильно медленнее первой. Результат – 4:37:48, средний для сезона.
После марафона встретились с Шимоном, съели халявный обед и попили халявного пивка. Кстати очень хорошего.
Он предложил нам ехать в Жилину на электричке, которая уже скоро отправлялась. Поезд состоял из 2-х вагонов, но был вполне комфортабельный. И время поездки оказалась не больше, чем на автобусе. В Жилине пересели на автобус и почти час ехали в Терхову. Автобус был набит битком и часто останавливался. Как оказалось, мы вышли не на той остановке и немного поплутали, но нашли нашу деревенскую гостиницу, где нам предстояло пожить недельку.
Наша гостиница располагалась не в самом Терхове, а в 1,5 километрах от него, в деревеньке Верхние Каменцы. Это был семейный пансион с детскими площадками, шашлычными беседками и т.д. и т.п.
Чистота - необыкновенная. Наш хитрый хозяин вдобавок ко всему перегородил своим участком дорогу, и получилось, что огромный луг за речкой оказался как бы его задним двором.
Еще в Верхних Каменцах я наконец понял, почему в Словакии меня хорошо понимают, и я их понимаю. Просто люди моего возраста в школе учили русский язык. Поэтому со мной начинают говорить по-русски, как умеют. А мне казалось, что они говорят по-словацки и я такой крутой, что понимаю словацкий язык! А вот молодежь отказывалась меня понимать, пришлось учить словацкие слова, и еще повторять их несколько раз, чтобы они их воспринимали. Языки, конечно, близкие, но не до такой степени!
Горный национальный парк "Малые Фатры" начинался за Терховой и первым делом мы рванули туда.
Терхова тоже нам понравилась. Дворики очень красивые.
В центре расположен католический собор Кирилла и Мефодия (не православный, что интересно)
Еще из достопримечательностей - огромный памятник Юраю Яношику. Это был такой разбойник, которого повесили 300 лет назад. А сейчас он считается национальным героем в Словакии, Чехии и Польше.
Изображения Яношика везде, и на гербе Терховы тоже.
Еще достопримечательность, огромный театр под открытым небом.
Итак, Терхову мы миновали и нашли там дорогу, ведущую в "Малые Фатры"
Дорога шла вдоль бурной речки.
Нас окружали скалы, которые становились все выше.
Неужели нам придется забираться по ним? Мы к этому не были готовы. Но вот мы нашли указатель. Это начало тропы.
Тропа становилась все круче, а машинки внизу все меньше.
И вот наконец мы поднялись на местный пик, гору Сокол. Высота 1200м. Оттуда открывался вид на все Малые Фатры.
Самая высокая гора в этом хребте - Большой Криван, 1700м. Очень хотелось туда попасть. И это мы сделали в последний день нашего пребывания в Терхове.
А всю неделю мы старательно бродили по местным туристским тропам, которые были очень хорошо промаркированы. А в начале троп и на перекрестках, а также на вершинах гор стояли указатели, на которых написано название данного пункта, его высота над уровнем моря, а также по какой тропе, с какой маркировкой и за сколько времени молодой и бодрый турист может дойти до соседнего пункта. (Мы с женой это время умножали на два, и всегда были правы.)
Осталось рассказать, как мы попали на Большой Криван. Очень просто, доехали на автобусе до станции подвесной дороги Вратна. Сели в вагончик, и поднялись до 1500м.
Осталось подняться на 200 метров по широкой оживленной народной тропе.
Не прошло и часа, и мы на вершине.
Виды конечно там потрясающие.
Обратно от станции канатной дороги мы прогулялись пешком. И последнее забавное впечатление. Станция находится на высоте 750м, а Терхова - 500м. Между ними 6км отличного шоссе. И предприиимчивые местные коммерсанты наладили прокат самокатов. За ними стоит очередь желающих обратно прокатиться на самокате.
Фоторепортаж в блоге: http://blogs.mail.ru/list/vvlukyanov/581DFBB9B9F917A6.html

Назад к списку впечатлений